Вихрь

«Вихрь» — марка подвесных лодочных моторов производства Куйбышевского моторостроительного производственного объединения им. Фрунзе (г. Самара) с 1966 года по настоящее время.

Серийно выпускались три модели мотора «Вихрь», мощностью 20 л.с., «Вихрь-М», мощностью 25 л.с. и «Вихрь-30», мощностью 30 л.с.

Был изготовлены экспериментальные образцы моторов мощностью 40, 45 и 60 л.с. Л

одочные моторы «Вихрь» построены по классической схеме с вертикальным расположением узлов.

Двигатель — двухтактный двигатель двухцилиндровый.

У мотора "Вихрь" продувка дефлекторная, у мотора "Вихрь-М" - петлевая, двухканальная, а у мотора "Вихрь-30" - трехканальная петлевая.

Впуск свежей смеси в картер - через золотниковое устройство с дисковыми текстолитовыми золотниками.

Зажигание рабочей смеси осуществляется от маховичного магнето, на ранних моделях - с контактным прерывателем, с начала 80-х годов - бесконтактное.

Охлаждение двигателя — принудительное, забортной водой. Для этого в конструкии мотора предусмотрен насос-дозатор (помпа). Запуск двигателя осуществляется ручным стартером. Модель "Вихрь-30" может комплектоваться и электростартером. Предусмотрен также ручной запуск при помощи стартового шнура.

Дейдвудная труба мотора (промежуточный корпус) связывает двигатель и редуктор. С помощью подвески с упругими элементами и струбциной мотор закрепляется на транце лодки. Редуктор моторов «Вихрь» конический одноступенчатый реверсивный с возможностью включения свободного хода.

Гребной винт трехлопастной. Передача вращения от выходного вала редуктора к винту — через демпфер и срезную шпонку, которые являются самым слабым звеном в силовой передаче от двигателя к редуктору. При ударе винта о подводное препядствие шпонка срезается и предохраняет детали мотора от поломки.

Для продолжения движения шпонку необходимо заменить. Управление мотором осущестлвется с помощью румпеля и дистанционно. Моторы имеют отдельный бензобак, стандартно емкостью 22 литра, который можно размещать в любом месте лодки.

Двигатель закрывается кожухом. Мотор имеет генератор переменного тока с напряжением 12В и мощностью 30Вт для питания ходовых огней лодки и заряда аккумуляторов.

Потребительские характеристики

Подвесные лодочные моторы «Вихрь» — самые массовые в СССР. Нашли применение на туристических, хозяйственных, прогулочных, патрульных и спасательных лодках — там, где требуется достижение высокой скорости движения.

К положительным качествам мотора можно отнести:
достаточно высокую мощность;
невысокую цену мотора (примерно вдвое меньше зарубежных моторов аналогичной мощности).
недефицитность запасных частей.
хорошую ремонтопригодность - практически любую неполадку можно устранить (при наличии минимального набора запчастей и инструмента) даже в путевых условиях.