Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Недостаки и преиммущества мотора Нептун

Немного истории. Непростая судьба серии Нептун 23.
Производство лодочного мотора Нептун 23 началось в 1971 году. Тогда он представлял собой прорыв в моторостроении для маломерных судов. В Нептуне 23 по сравнению с Вихрем, недостатки которого в то время не поддавались исчислению, было осуществлено немало усовершенствований, делающих его претендентом на звание лучшего мотора отечественного производства в своей категории.
Трехканальная система продувки цилиндров, одна самых передовых инноваций, реализованных в этом моторе, позволила существенно повысить надежность и экономичность Нептуна 23. Был усовершенствован коленвал, улучшено охлаждение поршней, обеспечена надежность работы при использовании бензина А72 – А76
Помимо этого в течение семидесятых годов шла активная работа по дальнейшему усовершенствованию моделей этой серии. Изготавливались прототипы моторов с тремя цилиндрами с электронным зажиганием и электростартером, которые показывали отличные результаты.
Однако все изменил неожиданно резкий скачок цен на бензин и проведенное одновременно с ним беспрецедентное повышение цен на маломерные суда и лодочные моторы. Последним ударом, который подкосил целую отрасль производства на долгое время, стали проведенные в полном соответствии с политикой тоталитарного режима запреты на эксплуатацию водномоторных средств.
Эта безответственный «водный аттракцион» правительства, на котором «прокатили» сотни тысяч владельцев водномоторной техники, проведенный под эгидой мер по защите окружающей среды, самым трагичным образом повлиял на отечественное производство моторных лодок и оборудования к нему. Даже надувные лодки под мотор оказались в опале. Спрос катастрофически упал, лодочный мотор купить означало искать себе неприятностей. Все разработки по усовершенствованию выпускающихся моторов были прекращены, многие серии моторов, в том числе и Нептун 23, были сняты с производства, приостановлен выпуск лодок казанка, а также катера прогресс, и еще целого ряда серий. Был нанесен огромный ущерб всей отрасли, не говоря уже о моральном уроне, который понесли потребители.
Небольшим утешением для владельцев мотолодок в этой ситуации было то, что на протяжении всей «опалы» на моторные лодки, завод «Красный Октябрь» не прекращал производство запасных частей для Нептуна 23. Благодаря этому, гораздо больше моторов этой серии «дожило» до наших дней.
Уже после распада Союза, в 1994 году было возобновлено производство Нептуна 23. В модифицированном варианте были внесены следующие изменения:
1. Изменилась форма кожуха, появилась эргономичная ручка – воздухозаборник.
2. В одной из модификаций дейдвуд увеличился по длине.
3. Новая модель была укомплектована электронным зажиганием.
4. Карбюратор заменен более совершенным, обеспечивающим быстрый пуск и снижение расхода топлива – ощутимый плюс в конструкции.
Изменения технических показателей в моторах разных модификаций серии Нептун указаны в таблице №1.

 

Таблица №1. Технические  показатели моделей  серии "Нептун".
Характеристика Модели мотора
"Нептун" "Нептун-М" "Нептун-23" "Нептун-23" 1997 г.
Объём, см3 346 346 346 346
Мощность, л.с 18 20 23 23
Удельная мощность, л.с/л 52 58 66,5 66,5
Вес, кг 43 43 44 44
Удельный вес, кг/л.с. 2,4 2,15 1,9 1,9
Макс. расход топлива, кг/ч 8 8 8,7 8,5
Удельный расход, г/л.с. ч 440 400 380

370


 

Преимущества лодочного мотора Нептун 23.
Помимо хороших технических показателей, у Нептуна 23 есть еще несколько достоинств, выгодно отличающих его от других марок отечественных моторов, выпущенных с семидесятых годов.
Одно из таких достоинств – минимальный шум при работе. Из всех лодочных моторов с мощностью выше 17 л.с., которые  когда-либо были  выпущены отечественной промышленностью, Нептун 23 имеет самый низкий показатель шума. В отличие от серии Вихрь, которая при работе издает звуки, более напоминающие визг, Нептун 23 скорее «рычит» на низких частотах.
Еще одним его  преимуществом является внешний вид. Как правило, отечественные производители думают о дизайне моторов в последнюю очередь, считая, что эстетичность лодочному мотору ни к чему. На фоне других марок тех годов  Нептун 23 смотрелся выигрышно. Качественная покраска, плавные линии кожуха белого цвета и броские надписи на корпусе производили самое благоприятное впечатление.  
Подводя итог описанию преимуществ Нептуна 23, можно сказать, что по простоте пуска, мощности тяги и надежности этот мотор может успешно конкурировать с моторами своего класса, произведенными за рубежом. При этом Нептун 23 при меньшем весе более неприхотлив к горючему, и, что немаловажно, его стоимость существенно ниже.

Недостатки моторов серии Нептун 23.
К сожалению, у Нептуна 23 были не только достоинства, но и недостатки. О том, какие усовершенствования  необходимо произвести, чтобы их устранить, будет описано ниже.
1. Наличие пространства между дейдвудом и поддоном. Через этот зазор при высокой волне в мотор проникает вода, заливая свечи.  
2. Помпа охлаждения:
Тут недоработкой является абсолютно гладкая поверхность втулки из латуни резиновой крыльчатки, к которой резина приклеивалась методом вулканизации. Последствием этого было отставание резины  и поворачивание жестко стиснутой крыльчатки на втулке. Охладительная система выходила из строя. Если мотор не выключить немедленно, из-за нагревания и расширения металла заклинит поршни в цилиндрах, поршневые кольца завальцуются, что может привести к их поломке. Если в такой ситуации мотор не сломался сразу, это можно считать большим везением.
3. Коленвал.
Слабая защита нижней цапфы и уплотняющих манжет от агрессивной смеси из воды и выхлопных газов, которая выходила из охлаждающей системы. Из-за этого нижний коренной подшипник подвергается коррозии, его ржавая поверхность, как напильником, стирает сальники и в картер попадает вода.  Произвести запуск двигателя становится проблематично, мощность мотора снижается. При этом, если мотор эксплуатировался в соленой воде, этот недостаток проявляет себя особенно сильно.
 
Устраняем недостатки конструкции Нептуна 23.
Несмотря на то, что устранение конструктивных недостатков моторов этой серии не является сложной технической задачей, в свое время они не были произведены заводом изготовителем. Почему – остается загадкой. О том, как можно устранить недоработки советских инженеров семидесятых, читайте ниже.

1. Наличие пространства между дейдвудом и поддоном, через которое свечи заливались водой. Этот изъян устранить просто: для этого нужно вырезать по размеру заглушку из резины и вставив ее в зазор, перекрыть с ее помощью доступ воде.
2. Отстающая от гладкой поверхности втулки резина в крыльчатке. На рисунке №1 приводится схема необходимой в этом случае доработки.

 

 

В крыльчатке между лопастями делаем три отверстия с резьбой и крепим резину винтами к втулке. При этом желательно использовать эпоксидный клей, нанося его на шайбы перед закручиванием. После того, как винты будут закручены,  концы, которые выступают внутри втулки, нужно сточить заподлицо.  
Это простое решение позволяет на много лет забыть о проблемах с крыльчаткой. После доработки можно быть уверенным, что неожиданностей с ней не будет и необходимость замены крыльчатки наступит по мере естественного износа материала.  
3. Незащищенность цапфы и манжет от проникновения воды и газов из охладительной системы. На рисунке №2 предлагается проверенный способ устранения этого недостатка.


Этот способ доработки требует навыков в токарном деле и соответствующего оборудования. Необходимо выточить специальную колбу 5, цапфа 7 протачивается, затем на нее одевается методом прессовки втулка 6, выполненная из нержавейки. При этом поверхность втулки 6 снаружи нужно подвергнуть тщательной полировке, до зеркального состояния. Это необходимо для того, чтобы износ сальника был минимальным. Для монтажа специальной колбы 5 в нижней части картера нужно нарезать резьбу для последующей установки колбы 5. После того, как в отверстие картера ввернута колба 5, двигатель можно собирать и монтировать на дейдвуд.
Если возможности произвести необходимые для этого усовершенствования токарные работы отсутствуют, есть альтернатива - установить в дейдвуде разделительный вертикальный барьер. Однако при этом необходимо учесть, что герметичность картера гарантируется только при доработке узла, который был изложен в первом варианте.

Если вы давно являетесь владельцем мотора серии Нептун 23 и имеете опыт ремонта его узлов, то могли убедиться, что предложенные меры по устранению конструктивных недостатков мотора не относятся к категории сложных ремонтов, и могут быть произведены самостоятельно.
Нептун 23 – это мощный и надежный мотор, прошедший испытание временем и обладая навыками исправления мелких недоработок, допущенных при его производстве, можно продлить его моторесурс и обеспечить эксплуатацию без поломок.

Категория: Мои статьи | Добавил: valeriy-varivoda (24.03.2011)
Просмотров: 13801 | Комментарии: 11 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 1
1 StevenBraix  
0
You have one of the greatest internet sites.
Вижте и страницата ми

https://sxxcw.com/home.php?mod=space&uid=3793868&do=profile&from=space Позиции и продажби

=777?

Имя *:
Email *:
Код *: